Фотоотчёт о водном походе по реке Котуйкан.

Дата: август 2011 года.

Текст: Сазонов Михаил   Фото: Горшков Виталий

Сплав по реке Котуйкан в 2011 году - фотоальбом

Главная / Отчеты о походах / Походы на Крайний Север

Размер шрифта: A A A

Анабарское плато с высоты птичьего полёта

Главное транспортное средство на Крайнем Севере - авиация. Только воздушным транспортом можно быстро перевести людей и грузы в практически любую точку это огромного региона.

Просторы Эвенкии с высоты птичьего полёта

Авиационная история Хатанги началась с первого полёта, совершенного известным полярным лётчиком А.Д. Алексеевым в июне 1932 года на самолёте «СССР Н-2». Это был гидросамолёт типа летающих лодок «Дорнье-Валь». На таких самолётах совершал полёт к Северному полюсу знаменитый исследователь Арктики Рауль Амудсен. В 1945 году грунтовая взлётно-посадочная полоса Хатанги приняла первые самолёты. Хатанга стала транзитным аэропортом на лётной трассе Москва-Чукотка. К концу пятидесятых здесь было закончено сооружение взлётно-посадочной полосы, способной принимать все типы самолётов.

аэропорт Хатанга

В настоящее время Хатангский авиаотряд осуществляет полеты не только над сушей, но и над Северным Ледовитым океаном. Даже на Северный полюс местные авиаторы забрасывают туристов. Но главная задача для неутомимых Ан-2 и Ми-8 - перевозка грузов и почты, местных пассажиров, туристов и заезжих учёных во все точки Таймыра и Эвенкии. Никто на Таймыре не мыслит нормальной жизни без авиации, а конкретно – без пилотов и механиков, штурманов и авиатехников, метеорологов и авиадиспетчеров.

Пилоты вертолёта Ми-8

Хочется еще пару добрых слов сказать о вертолёте Ми-8. Он надёжен, спокойно вмещает людей и всё туристическое снаряжение. Без него о заброске на труднодоступные реки нечего было бы и думать. В Хатанге рядом со зданием аэропорта старый Ми-8 стоит в качестве памятника.

памятник вертолёту Ми-8 в Хатанге

У нас накопилось несколько не плохих фотографий сделанных с вертолета, которые дают некоторое представление о бескрайних просторах тундры.

Вид Хатанги с высоты птичьего полёта.

поселок Хатанга - вид с вертолёта

Река Хатанга течёт за горизонт к морю Лаптевых

Река Хатанга течёт за горизонт

Анабарское плато - вид сверху.

Анабарское плато - вид сверху

Летом вечная мерзлота начинает оттаивать и поверхностный слой грунта трескается.

полигональная тундра многочислнные озера в тундре

По пути к реке Котуйкан мы пролетаем множество не больших рек, названий которых нет на наших картах.

река в Эвенкии без названия

Эвенкия очень богата водными ресурсами.

тайга под крылом самолёта реки и ручьи в тундре

Вот представте на минуту – вы оказались один, там внизу. Нет ни компаса, ни GPS-навигатора. Вокруг на пару сотен километров нет никого и нужно как то выбираться к людям. Что делать?

тундра с высоты 500 метров сопки Анабарского плато

Правильное решение – идти вдоль русла первой попавшейся реки по её течению. Эта река впадет в еще большую реку, которая через некоторое количество километров станет сплавной. По берегам рек стоит много сухих лиственниц не большого диаметра, из которых можно смастерить примитивный плот.

изгиб реки

На этом плоту можно будет проплыть еще пару сотен километров до Котуя, Хеты или Анабары, в зависимости от того в бассейн какой из этих рек вас забросила судьба-злодейка. А там уже будут люди.

реки и озера Эвенкии - вид с вертолёта заболоченная тундра

А это уже река Котуйкан.

река Котуйкан с вертолёта меандр на реке Котуйкан река Котуйкан

Обрывистый берег реки Котуй в районе посёлка Каяк.

Обрывистый берег реки Котуй в районе посёлка Каяк

Поселок Каяк и угледобывающая шахта на берегу Котуя.

Поселок Каяк - вид с вертолёта угледобывающая шахта на берегу Котуя

Полярные волки

Анабар этого года запомнился мне двумя встречами с полярным волком. Первая встреча произошла в самом начале нашего маршрута. Вертолет высадил нас на большую галечную косу, которая обрамляет уже любимый нами меандр на Котуйкане.

посадка вертолёта

Вечером после ужина кто-то заметил в 50 метрах от лагеря на границе леса уши зайца, торчащие из-за камня. Никто сначала не поверил самому зоркому из нас, но вскоре заяц показался из-за камней на всеобщее обозрение. Пока ходили за ружьем, заяц убежал в лес. Уже ночью я решил прогуляться в том направлении. Было пасмурно, накрапывал мелкий дождик. Ветер тихо шумел по верхушкам лиственниц. Довольно гнетущая была атмосфера. Когда идешь ночью (хоть и светлой полярной) по тайге один без ружья и уже далеко от лагеря, то невозможно расслабиться. Видимо инстинкт подсказывает быть на стороже. Я к тому же не взял с собой ни фотоаппарата, ни ножа. Когда в руках есть какое-то оружие - чувствуешь себя намного увереннее.

закат в тайге

И вдруг в 30 метрах от себя я увидел бегущего рысцой полярного волка. Бежал он в направлении нашего лагеря, видимо за зайцем, которого мы видели. От неожиданности сердце моё ёкнуло, и я схватился за ближайшую лиственницу, видимо в надежде на неё залезть. Все эти телодвижения были абсолютно подсознательными и, уже через пару секунд я сообразил, что передо мной не медведь, а волк. И он меня не разорвет на части. Волк тоже увидел меня, остановился, секунду смотрел, а потом развернулся и побежал назад в том же темпе. Помню, ещё подумал тогда, а не приведет ли он сейчас сюда всю стаю! Красивый был волчара – светлобежевая шерсть как у Акеллы из мультфильма про Маугли. Я прошел еще один километр, потом свернул к берегу реки и благополучно вернулся в лагерь.

красивый закат

Вторая встреча с полярными волками произошла на 6 день сплава, когда мы плыли вдоль левого берега с широким галечным пляжем. И вдруг снова в нашей команде нашелся человек с острым зрением. Не помню, кто это был, вроде бы Гриша. Он просто увидел белую точку у кустов, а когда достали бинокль, то все по очереди увидели волка. Когда подплыли ближе, можно было рассмотреть его невооруженным глазом.

полярный волк

Волк видимо в первый раз увидел рафты и людей, поэтому пошел к нам навстречу. Звери тоже обладают любопытством!

И только когда мы все сошли на берег и стали к нему приближаться сработал инстинкт самосохранения и он убежал в лес.

Мы причалили недалеко от этого места и разбили лагерь. И здесь нам повезло увидеть зарисовку из волчьей жизни, написанную следами на песке. В этом месте северный олень переплыл реку и вышел на берег. Рядом с его следами отпечатались следы взрослого волка и маленькие следы волчёнка. Наверное, здесь проходило обучение охоте молодого поколения.

след северного оленя

Вечером мы пошли исследовать то место, где первый раз увидели волка. Большое количество следов на песке и помёт говорили о том, что волк здесь оказался не случайно.

следы волков

Под одной из лиственниц мы обнаружили волчий лежак – примятая трава и шерсть на ветках были этому доказательством. Волк выбрал оптимальную позицию для наблюдения за берегом. Именно здесь северные олени переплывают Котуйкан.

лежак волка

Вид на берег реки со стороны лежака – всё прекрасно видно и в тоже время сам волк укрыт бревном и нависающей веткой лиственницы.

В глубине леса мы обнаружили множество следов жизнедеятельности волчьей семьи. Везде клочки шерсти и помёт, в траве пробиты тропы во всех направлениях. В одном месте – выкопанные волчьими лапами не большие ямы. А потом мы нашли окровавленный позвонок северного оленя и несколько обглоданных костей. Стало ясно, что где то рядом волчье логово. В течение получаса мы его искали, но так и не смогли найти. Вообще место уникальное, недаром здесь волки обосновались. Во-первых, это тёплый южный берег - лиственницы там довольно густо растут, есть кусты и трава, что довольно редко встречается на Котуйкане. Очень удобно устраивать засады на оленей. Во-вторых, противоположный берег довольно пологий, там в Котуйкан впадает приток, по долине которого олени выходят к реке и переплывают ее. А в глубине леса находится старица в которую впадает ручей, то есть всегда есть источник воды и не нужно выходить на берег реки (открытое место), чтобы напиться. Будь я волком, я бы здесь поселился.

северные олени переплывают реку

Северные олени

Олени в этом году позировали нам и поодиночке и группами, и на берегах и прямо в воде.

стадо северных оленей

Иногда мне казалось, что можно дать мотору полный газ, подойти к плывущему оленю вплотную и набросить аркан на рога.

северный олень северный олень

Пейзажи

Котуйканские пейзажи не перестают вдохновлять.

пейзаж крайнего севера пейзаж крайнего севера пейзаж крайнего севера

Другие пейзажи смотрите в фотоальбоме  Котуйкан 2011

И в завершение, новый способ ловли тайменя - «на живца»!

лов тайменя на живца

Перейти на  Главную страницу или вернуться в раздел Отчеты о путешествиях